Ровно 40 лет назад ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным кораблем, достигшим Северного полюса. Тогда этот поход сравнивали с полетом в космос. Сегодня проход через двухметровую толщу льдов к точке пересечения меридианов для кораблей атомного ледокольного флота России… уникальный туристический маршрут. Только за три летних месяца ледокол «50 лет Победы» сделал шесть рейсов туда и обратно. В последний раз из Мурманска до Северного полюса дошли за рекордные 79 часов. Возможности атомного ледокольного флота позволяют расширить круг решаемых им задач. Сегодня это уже не только проводка судов по Северному морскому пути, но и оказание полного комплекса портовых услуг. В частности, в Сабетте, на полуострове Ямал, где строится один из крупнейших заводов по производству сжиженного газа, будут работать специальные буксиры ледового класса. Два из них — «Пур» и «Тамбей» уже выполняют свои функции. В течение следующих полутора лет к ним должны присоединится еще три корабля. Вместе они будут обеспечивать заход в порт судов-газовозов каждые 39 часов. Такая периодичность связана с объемом перевозок. После запуска завода на полную мощность около 17 млн тонн сжиженного газа ежегодно будут доставляться в Европу и Азию по Северному морскому пути, при непосредственном участии Атомфлота. Задача почти десятикратного увеличения грузопотока по Северному морскому пути ляжет на плечи кораблей третьего поколения. Атомный ледокол Арктика уже спущен на воду, его брат близнец «Сибирь» готовится к спуску в конце сентября, а еще через год к ним присоединится «Урал». Новые двухосадочные ледоколы будут способны работать и в открытых морях и на более мелководных участках в устьях рек. 34-метровая ширина корпуса позволит им в одиночку проводить в Арктике караваны крупных танкеров и сухогрузов, а две 175-мегаватных реакторных установки обеспечат движение с постоянной скоростью даже через трехметровые льды. С прицелом на будущее специалисты Росатома уже заканчивают техническое проектирование ледокола «Лидер» со ста двадцати мегаватной ядерной установкой на борту. Он сможет ломать льды толщиной свыше четырех метров, и обеспечивать круглогодичную работу в высоких широтах Арктики, а не только на Северном морском пути.