Выражение «Битва за Арктику», которым пестрят заголовки газет и которое так часто любят повторять ведущие теленовостей, у капитана атомного ледокола «Вайгач» Леонида Александровича Ирлицы вызывают только улыбку. Только в апреле-мае этого года «вайгач» под командованием Леонида Ирлицы провел через льды 78 судов. При этом в северных широтах постоянно работают еще 3 атомных российских ледокола — «Таймыр», «Ямал» и «50 лет Победы», а вот у других стран претендентов на богатства Арктики таких кораблей просто нет и в ближайшем будущем не появится. Конечно, атомные ледоколы не вечны и атомфлот требует обновления. Например, «Таймыр» был спущен на воду еще 1988 году. Однако, ресурс, заложенный при строительстве этих гигантов, что перенос сроков сдачи ледоколов нового поколения «Арктика» на полтора года не сможет повлиять на обстановку в районе «Северного морского пути». Перенос сроков сдачи ледокола «Арктика» обусловлен задержкой поставки на Балтийский завод двух паротурбинных установок для силовой системы корабля. Изначально они должны были быть украинского производства. Потом их вынуждены были изготовить в России, но подрядчики не смогли во время справиться с поставленной задачей. Другие работы, связанные со строительством ледоколов нового поколения, идут по плану. Осенью будет спущен на воду второй корабль этой серии ледокол «Сибирь». Ровно через год третий — ледокол «Урал». Кроме того, к концу года должно завершиться техническое проектирование супер-ледокола «Лидер». Он сможет обеспечивать круглогодичную работу в высоких широтах Арктики, а не только на «Северном морском пути».