С именем Кадолина связано второе рождение Волгодонска, когда строительство гиганта химической промышленности на Дону было объявлено ударной комсомольской стройкой. В 1957 году вышло в свет издание «Ростовская область за 40 лет». Там содержится довольно-таки точное и емкое отражение бытности Волгодонска, тогда еще города районного подчинения. Это было как раз во время работы на ответственном посту Николая Кадолина: «В городе строится крупный комбинат синтетических жирозаменителей, проектируется консервный завод мощностью 3 млн. банок в год. Основной сырьевой базой молодого города являются совхозы Волгодонского района. В Волгодонске будут построены рыбозавод, молзавод и промкомбинат.
Город благоустраивается. Уже имеется сад, водопровод, канализация, асфальтируются улицы, воздвигаются красивые коттеджи, автобусные линии соединяют центр города с вокзалом и портом, Цимлянской гидроэлектростанцией. Население города – свыше 10 тысяч человек».
Внимательно вчитываясь в эти строки, понимаешь, каким видел в перспективе Волгодонск Николай Андреевич Кадолин. Его город должен был стать не только индустриальным центром, но и гармонично вписать в себя предприятия переработки сельскохозяйственной продукции, что объективно предопределялось географическим местоположением в благодатном солнечном и плодородном донском крае. То, что сегодня упорно не замечают просвещенные менеджеры с академическим образованием, было абсолютно очевидным для него, руководителя советской эпохи с большим жизненным опытом. И на практике все это постепенно воплощалось в жизнь, если не им, то по его планам.
В своих воспоминаниях, позднее, Николай Андреевич писал: «Мой Волгодонск. Кажется, вчера я знал каждого его жителя, мог без затруднения обойти все кварталы и улицы. А сегодня он неузнаваем. Растет не по дням, а по часам. Новые площади, улицы, кварталы девятиэтажных домов теснят донскую степь. В ее ландшафт вписываются корпуса могучего гиганта-завода. С Атоммашем город получил второе рождение. А я помню первое. Это было 20 лет тому назад».
Родился Николай Андреевич Кадолин 19 декабря 1903 года в старинном казачьем городе Азове. Детские и отроческие годы проходили на Дону. В детстве закладывался его характер. Рос старательным и трудолюбивым мальчуганом. Стремился всегда помогать старшим. Был бойким, умел постоять за себя. Жизнь мальчика была насыщена историческими событиями. Ему было 11 лет, когда началась первая мировая война, с которой не вернулся его отец. Николаю Кадолину шел 15 год, когда на Дону разразилась гражданская война. А уже в 16 началась трудовая деятельность Николая Андреевича в родном Азове. Начинал он работать рассыльным на почте. Но подросток был толковым, целеустремленным и его послали на учебу, после чего он вскоре возглавлял уже почтовое отделение. В Кадолине рано обнаружился талант организатора. Он активно участвовал в общественной жизни, был принят в комсомол. 25- летнего молодого человека направили в Ростов, где он работал в течение двух лет: с 1928 по 1930 годы, сначала на посудном заводе штамповщиком, затем заведующим отделом кадров на заводе «Красный Аксай». Здесь и был принят в ряды коммунистической партии.
Накануне войны Кодолина как талантливого руководителя избрали вторым секретарем Базковского райкома партии Вешенского района.
Территория Вешенского района с июля 1942 года по февраль 1943 года была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками. В 1942 году фашисты повесили родную сестру Николая Кадолина, которая участвовала в подпольной деятельности против врагов. Для борьбы с врагом Базковским райкомом партии был создан партизанский отряд, комиссаром которого стал Николай Кадолин.
Базковский партизанский отряд активно проводил борьбу против оккупантов. Партизаны распространяли листовки, призывали население создавать такие условия, чтобы земля горела под ногами фашистов. Командование отряда своевременно приняло меры к эвакуации в глубь страны ценной документации районных организаций и учреждений. Под огнем противника перегнали более 2000 голов крупного рогатого скота, а также овец, лошадей и другое имущество. Базковский район был прифронтовым районом, поэтому партизаны действовали не изолированно, а согласованно с воинскими частями. Все сведения разведданные партизанами (по скоплению войск противника, его вооружению, нахождению складов) доставлялись командованию воинских частей и активно использовались ими. Героически воевал Кадолин, боевые ордена и медали украшали его грудь.
После освобождения территории района Кадолин вернулся к своим обязанностям второго секретаря райкома партии. В 1943 году он избирается первым секретарем райкома партии Белокалитвинского района.
Вся дальнейшая жизнь Николая Андреевича связана с партийной работой. Это – сложнейшая наука, в которой нет справочников, дающих ответы на все вопросы. И она для Кадолина была жизнью, во всем многообразии, с радостями и печалями, буднями и праздниками.
В 1947 году Николай Кадолин был направлен в Ростовскую областную партийную школу, после окончания которой, работал первым секретарем партии Красногвардейского района, а с 1951 до 1959 годы – первым секретарем Романовского райкома партии, а с переводом районного центра в Волгодонск – Волгодонского райкома партии. В те годы именно на первого секретаря возлагалась большая ответственность. Их направляли на самые сложные участки работы и с них спрашивали в первую очередь за результаты работы. Кадолину выпало возглавлять район в очень напряженный период. Шло грандиозное строительство Волго-Донского судоходного канала, гидроузла, химкомбината. Переносились старые и появлялись новые населенные пункты. И Волгодонску повезло в том, что в момент его становления и строительства во главе города стоял такой человек, как Николай Кадолин. Он как никто подходил к данной работе, это время и эта стройка словно были запрограммированы под него. Как руководитель он был не жесткий, но очень твердый. Он сам трудился четко, организованно и работой мерил достоинства других.
Выглядел Николай Андреевич человеком строгим, а из-за нависающих над глазами бровей даже казался суровым. Но его лицо с умными живыми глазами часто освещалась доброй улыбкой. Николай Андреевич обычно ходил в полувоенной форме, в сапогах, которые ему шил сапожник. Люди, знавшие Кадолина, подчеркивали, что это был человек порядочный, мудрый, имевший в городе безукоризненный авторитет. При огромной занятости он находил время интересоваться личными проблемами людей, умел поддержать и словом, и делом, ободрить и дать мудрый совет. Николай Андреевич редко бывал дома, все время на работе, но даже в те редкие часы его пребывания в семье (у него было четверо детей), к нему постоянно приходили люди за советом, а отказать он никому не мог. На всех участках, куда направляла его партия, Кадолин трудился творчески, с большой энергией, не жалея сил. И даже будучи персональным пенсионером, с декабря 1959 года, Николай Андреевич продолжал работать на руководящей должности на Волгодонском химзаводе по 1973 год.
С чувством законной гордости говорил Николай Андреевич о своем Волгодонске, ведь к его успехам причастен и он. Цепкая память сплетает события, воскрешает былое, придает всему удивительную цельность, слитность, как отдельным кадрам в кинофильме, как нитям в сотканном полотне. Кажется, совсем недавно приехал он в эти края, когда и города такого не было на карте, а ныне Волгодонск гремел своими стройками на всю страну. И улица Садовая с ее тринадцатью домами давно стала не центром города, а его милой провинциальной окраиной.
Когда говорят о человеке «доброе у него имя», оценивается не внешняя красота и звучное имя, а, прежде всего, дела этого человека. Свое имя Николай Андреевич Кадолин прославил своим трудом. Он умер 10 мая 1979 года, но люди его не забывают.
А 14 июня 1972 горисполком утвердил положение «О Почетном гражданине города Волгодонска» и самым первым почетным гражданином нашего города стал Николай Андреевич Кадолин. Исполком горсовета народных депутатов, оценивая его заслуги, как человека много сделавшего для становления и развития нашего города, решил переименовать улицу Садовую и присвоить ей имя Николая Кадолина.
Из воспоминаний Ивана Крахмального, старожила города: «В 1958 году я решил уйти из областного комитета комсомола на работу в район – хотелось заниматься конкретными делами. Предложили на выбор пять районов. Я предпочел Волгодонской – здесь преобладали совхозы, принцип организации и производства которых мне был интересен. Приехал «на разведку» в командировку в сентябре 58-го. Познакомился с первым секретарем райкома Николаем Андреевичем Кадолиным. Мне очень понравилась его манера общения. Была у него и особенная привычка: когда он сосредотачивался на разговоре – начинал ребром ладони по столу катать карандаш.
Через месяц состоялся пленум обкома ВЛКСМ, и меня направили первым в наши края. Естественно я должен был постоянно информировать о положении дел в районной комсомольской организации первому секретарю ГК КПСС, поэтому контакт с ним был частый.
Кадолин был настоящим знатоком аграрного дела. Благодаря ему появились в районе винсовхозы. Вначале была одна только приканальная дорога, а на месте будущих виноградарских хозяйств числилось всего три будки с местной «администрацией» – сторожами. Кадолин поставил перед комсомольцами задачу: взять на себя заботу о саженцах винограда. Пришлось поездить по районам, отбирать лучшие сорта вручную со специальные заготовительными командами. Чубуки везли отовсюду: и из Цимлянского винсовхоза, и даже из Краснодарского края, а потом распределяли по новым хозяйствам. В конце этой кампании я даже получил знак «Молодому виноградарю и садоводу Дона».
ГАЗ-47 первого можно было заметить в районе где угодно. Много Николай Андреевич намотал километров со своим преданным шофером Павлом Земляновым. Принцип его работы заключался в близости к простым работникам – он сам приезжал в трудовые коллективы, в бригады, разговаривал с людьми о проблемах – у него, можно сказать, просто была выработанная потребность общаться с простым народом. По-другому он работать не мог.
И еще он одну задачу ставил для волгодонских комсомольцев. Город должен был быть зеленым и цветущим. За короткий период на рубеже 1958-1959 годов мы провели семь или восемь субботников. Население в городе было 15 тысяч человек, а принимали участие в работе более трех тысяч человек.
В его время начал строиться и набирать силу Волгодонский химический завод, или как его тогда называли Комбинат синтетических жирозаменителей. Когда проводили митинг по случаю выпуска первой цистерны к очередному съезду партии в цехе слива и налива, импровизированную трибуну устроили на эстакаде, высоко возвышавшейся над территорией производственного помещения, Николай Андреевич запереживал: «Что же мы от народа так высоко оторвались, нехорошо это…».
Осенью 1959 года Кадолин уходил на пенсию. Состоялся пленум, который проинформировал об этом решении. Проводы первого секретаря состоялись в зале ДК «Юность». Николай Андреевич вышел к трибуне и тепло поблагодарил присутствующих за совместную работу. Ведь дольше чем Кадолин городом не руководил больше никто. 21 год беспрерывно, в тяжелые предвоенные, военные и послевоенные годы!
После этого Кадолин перешел на работу в отдел кадров химзавода, но по-прежнему оставался таким же внимательным к людям, и оставил и там о себе только самые лучшие и добрые впечатления.