История 90-х годов уже прошлого века чаще всего имеет однообразное освещение. Запечатлелись моменты чьего-то обогащения на обломках советской экономики, политических баталий, забастовок, боев на чеченской земле, терактов. Одним словом, «великий излом», и оттенок воспоминаний соответствующий. Но как пережили это десятилетие, как выстояли и не рухнули? Ведь были люди, которые стояли на пути разрушения и делали все возможное, чтобы сохранить духовное и материальное богатство страны, и даже создавали «островки» инновационного и прогрессивного свойства. Не без потерь, конечно, но удалось тогда сохранить отечественную традиционную школу, которой по праву можно и нужно гордиться.

По мнению настоящих профессионалов-преподавателей, одним из выдающихся организаторов образования в Волгодонске того времени был Владимир Самарский. Он прожил в Волгодонске всего 9 лет, но это были такие годы концентрации усилий и полной отдачи всего себя на благо процветания учебного заведения, что в памяти и душах людей, знавших его, остался неизгладимый и добрый след. Сегодня лицей № 105, который он создавал и которым руководил, поднялся на очередную высоту. Не умаляя заслуг сегодняшнего руководства, надо отдать должное и вкладу Самарского, ведь база и сила заложенных традиций дают то мощное инерционное движение вперед, которое через много-много лет приносит свои плоды.

Владимир Васильевич родился на донской земле, рос на ней же, тянулся к знаниям, в душе носил гордость за своего отца-фронтовика и сам хотел стать военным летчиком. После школы поступил в Ейское высшее военное авиационное училище, но вскоре пришло понимание, что стезя военного человека – это не его путь. Не трудностей и нагрузок испугался, слишком характер вольнолюбивый и плюс ко всему стремление иметь свое мнение и отстаивать его. Свой долг родине службой в вооруженных силах он отдаст через несколько лет в танковых войсках, станет сержантом и отличником боевой и политической подготовки, но талант и знания предоставит другой сфере, не менее важной, чем защита Отечества. Он успел в тот же год подать документы в Ростовский пединститут и успешно выдержал экзамены. Незабываемые студенческие годы, педагогическая практика, знакомство с девушкой, которая потом станет его второй половиной на всю жизнь и подарит двух дочерей.

Вспоминает однокурсник и друг Владимира Самарского – Валерий Кравчук:

– Пять лет мы вместе ходили на занятия, проживали в одной комнате общежития, помогали друг другу в учебе, а еще каждый год ездили возводить дома в сельские районы области в составе студенческих строительных отрядов. Работать нам приходилось в жару, по 12 часов. Я клал кирпичи, а Володя был моим подсобником – подносил кирпичи и ведра с раствором, большие такие, по 35 килограммов. Возьмет два таких ведра – и тянет. Физическая подготовка у него хорошая была, он занимался тяжелой атлетикой, посещал спорткомплекс «Динамо». И в отряде с атлетическим поясом не расставался. После работы все валились с ног, как мертвые, а Владимир брал бутовый камень и продолжал накачивать мышцы. За таким занятием его как-то застал командир отряда Владимир Мареев (теперь он руководит нашим институтом). «Тебе, значит, два ведра мало. На работе не устал?! Третье в зубы дать?», – разгорячился он и наказал друга. Но Владимира надо было знать. Он был неугомонный, неутомимый, искренне верил в мужскую дружбу.

Пять лет пронеслись быстро. Возвратился на свою малую родину дипломированным преподавателем, работал в родной школе, отслужил, а потом поехал вслед за своей невестой, которая получила распределение после института в казахский город Шевченко на берегу Каспийского моря.

Мужчины-преподаватели всегда были на вес золота в образовании. Особенно востребованы там, где среди учащихся преобладали юноши, то есть в специализированных группах профтехучилищ. Мужчин должен воспитывать мужчина, – такова восточная мудрость, в которой, несомненно, заложено рациональное зерно. Поэтому дорога Самарского вывела на Шевченковское профессионально-техническое училище. Начал работать в системе профтехобразования в 1979-м году рядовым преподавателем, а в 1985-м году стал уже директором училища. Работа была интересной, увлекала импульсивного и творческого молодого руководителя – отметки о наградах и поощрениях в трудовой книжке лучше всего об этом говорят.

Но наш нерушимый, как тогда считалось, Союз братских республик, уже входил в историческую полосу своего распада. Алма-атинские события, всплески антирусских настроений, постоянные разговоры с близкими людьми и коллегами о том, что надо быть патриотом и служить делом своему народу, привели к решению возвратиться на Дон. Однако нелегкий период был и здесь, когда Самарские вернулись.

Вспоминает коллега и сподвижник Самарского – Виктор Дмитриенко:

– Училище №105 изначально планировалось как база для подготовки специалистов для радиозавода. На руководящее кресло был определен человек с опытом, руководитель одного из местных ПТУ, однако, в последний момент он наотрез отказался переводиться, и кандидатура Самарского пришлась кстати. Начало было очень тяжелым. Базы нет, арендовали несколько комнат в 72-м училище, а в 23-й школе с помощью радиозавода сделали мастерские. Два года провели в неприспособленных комнатах-классах на улице Ленина.

Неожиданно возникли проблемы с шефами. Руководство радиозавода, которое вначале неплохо помогало, вдруг передумало использовать новое здание по первоначальному назначению. Пошла череда затяжных судов, изрядно подорвавшая здоровье Самарского. Судились до 93-го года, но все же победили. Однако учебный процесс еще рано было запускать. Что такое «стройвариант» – сегодня хорошо известно, то же представляло собой и здание училища на проспекте Курчатова. Не было даже отопления. Находиться в неотапливаемом здании, тем не менее, долго приходилось. На психо-эмоциональные перегрузки наложились еще и физические. Для Владимира Васильевича уже тогда, в 1994-м, первый «звоночек» прозвенел – проявилось тяжелое заболевание. Мог он в то время уже инвалидность получить. Но не такой был Самарский. Не мог начатое дело на половине пути оставить.

С 1994 года образовательный процесс пошел динамичнее. Появились компьютерные курсы, стали обучать на портных, теле- и радиомастеров, ремонтников бытовой техники, то есть тех специалистов, которые были востребованы временем и новым экономическим раскладом, хотя радиозавод уже с 93-го не давал больше ни одного заказа на выпускников. В этот период строительство вели сами. И вот в 1995 году проявились первые положительные результаты – 105-е вошло в десятку лучших училищ Дона. Многое здесь было инновационное, передовое.

Владимир Дмитриенко рассказывает:

– Первый компьютерный класс в Волгодонске у нас появился, а дело было так. Приехали в Ростов, зашли мы в техникум, где я раньше работал. Узнали, что учебное заведение намерено свои компьютеры продать, и покупатель у них уже есть. Поскольку взаимоотношения с коллегами хорошие были, удалось убедить, чтобы компьютеры все же нам продали, правда, дали только один день на поиск средств. Самарский успел все сделать. И деньги нашел, и транспорт организовал. Кстати, так же спонтанно и швейное оборудование появилось. Был еще товарный «голод», в дефиците было и оборудование. Самарский находился в Москве. Вдруг звонок, на том конце провода – директор: «Срочно организуй транспорт». Оказалось, он вышел на Подольский завод, убедил их продать швейное оборудование по допустимой цене. Вывозили мы их на своих личных машинах, в том числе и на изношенном «жигуленке» Самарского. Благодаря этому удалось сделать собственный большой цех.

Были и объективные трудности. Например, с поиском хороших наставников-радиомастеров. Они тогда хорошо зарабатывали, а на преподавании по сравнению в их ремеслом – копейки. Брать кого попало не хотелось. С развалом радиозавода эта проблема прошла сама собой – преподавательские кадры сами к нам пришли.

Себя я, в плане руководителя, считаю учеником Самарского, и горжусь этим. Владимир Васильевич был прямой, открытый, человечный, не боялся признать себя неправым, если такое случалось, даже при коллективе. Когда его не стало, порыв увековечить его имя в названии лицея было самым искренним со стороны коллег.

В 105-м лицее одном из первых стали практиковать коммерческое направление в образовании. Но все видели, что поступающие средства шли целенаправленно в развитие базы, и никаких кривотолков не возникало. Неоценимую помощь оказывали родителя учащихся, свой труд вкладывали и педагоги, и воспитанники. Все знали, что семья Самарских из четырех человек живет в скромной квартире площадью 36,6 квадратных метров, коттедж не строят. Супруга Светлана Михайловна тоже педагог и работала в образовательной сфере города. Подмечали знающие люди и другое – способность директора Самарского генерировать идеи по организации и совершенствованию учебного процесса, и в него верили.

В департаменте образования ему советовали писать диссертацию по этой теме, но он отказывался, мотивировал тем, что больше по духу практик, да и некогда сидеть за столом, а когда состарится, то непременно сядет и напишет. Но старость так и не пришла.

Самарский болезненно воспринимал происходившее в тот период в стране. Разрушительные процессы затягивали в свою круговерть и образование. Выживать в экстремальных условиях с трудом приходилось и тем, у кого были и база, и помещения, он же умудрялся идти вперед и созидать, не имея этих основ в первые годы деятельности.

И единственным капиталом Самарского были его же мозги, тщательно подобранная команда единомышленников, плюс его целеустремленный бойцовский характер. Предельно точно отметил один коллега Самарского, что «вхождение в корпус далось кровью». Бытует мнение, что не будь этой борьбы за выживание за гранью физических и моральных сил, был бы и сегодня с нами Владимир Васильевич. Но был бы тогда в городе лицей? Его лицей?

Как бы не повернулось течение жизни, из благодарной памяти его не вычеркнут ни коллеги, ни его ученики, ставившие на обратной стороне своих подаренных армейских фотографий надписи, которые обязательно начинались словами «Любимому директору…».