8 ноября в Волгодонске в рамках Дмитриевский ежегодных образовательных чтений прошла организованная Волгодонской епархией конференция на тему: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». В актовом зале ВИТИ НИЯУ МИФИ встретились духовенство, руководство города, городского управления образования, руководители и студенты высших и среднеспециальных учебных заведений, директора школ. Выступая с докладом, глава Волгодонской епархии, епископ Волгодонский и Сальский Антоний, отметил, что стремительно меняющаяся картина мира ставит перед человечеством в целом и перед каждым человеком в частности вопросы оценки прошлого, осознания себя в настоящем и планировании себя в будущем. – Мы, взрослые, ответственны за тот духовный мир, в котором живут наши дети, растущие на смену поколений. Мы не всегда можем повлиять на глобальные процессы, но мы можем честно сказать об этом мире, научить отличать хорошее от злого, – сказал архиерей. Владыка обозначил три основных глобальных вызова современности: война, разрушение семьи и переход к информационному обществу. Архипастырь отметил, что в наши дни впервые после Карибского кризиса заговорили о реальности ядерной войны. И мир сейчас находится в гораздо худшей ситуации, чем в 1969 году. – Война в самых мерзких своих проявлениях опять коснулась нас. Но если мы будем с вами честными, то признаемся что она никуда и не уходила из этого мира, приобрела разные формы, но осталась и я уверен что, так или иначе, останется до конца человечества. Не прогресс, а «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин.2:16) — вот что в конечном итоге движет миром, как сказано в одной старой, но как оказывается вполне современной Книге. И именно в этой Книге мы находим ответ на вопрос: что является причиной войны? Грех человека, свободный выбор зла. «Нет войне!» может произносить только тот, кто вслед за этим говорит: «Нет греху!». Мир, в котором каждый год на вполне «законных» основаниях от аборта умирает порядка 50 миллионов младенцев, в котором наркотики иногда доступнее, чем хлеб и чистая вода, и где миллионы детей страдают от неполноценного питания – этот мир постоянно находится в состоянии войны. И когда мы в одном случае говорим «нет войне», а в другом осознано совершаем или поддерживаем грех – мы лицемерим. Нужно отвергнуть иллюзию «прогрессивного» человечества. Человек слаб и немощен, и когда мы провожаем наших воинов на войну, мы молимся как раз о том, чтобы слабый человек перед лицом смерти, жестокости и мерзости войны стал сильным, способным противостоять ненависти, которая может разрушить его «человечность» и превратить в животное. Человеком способным забыть о себе ради других, способным жить по принципу: «побежденный враг – не враг». Вот такой духовный выбор определяет наше понимание войны и победы на ней. Говоря о семье, владыка отметил, что христианский идеал брака как единственный союз одного мужчины и одной женщины, созданный на основе любви с целью ее умножения – это идеал, который лег в основу всей христианской цивилизации. – Чем больше семья, тем легче преодолевать скорби и трудности, тем больше возможности научиться состраданию и милосердию. Но научно – технический прогресс и массовое переселение в города, сделали большую семью экономически не выгодной. Постепенно семью стали заменять коллективы, провозглашение индивидуализма и самоценности человека, сделала того самого человека глубоко одиноким, несмотря на обилие людей вокруг. Мы много слышим последнее время о «нетрадиционных» формах брака, у нас в стране обсуждается закон о запрете пропаганды этих «нетрадиционных» форм. Очевидно, что эта пропаганда стала агрессивной и навязчивой. Под лозунгом терпимости, нам предлагают отклонение признать нормой, под видом «любви» предлагают принять грех, не просто принять, а «освятить» его. В отношении идеала брака мы уже почти «узаконили» одно извращение – это супружеская измена. «И будут два в плоть едину…. что Бог сочетал, человек да не разрушает». Измена это рана, которая наносится этой самой единой плоти. Часто следующий за ней развод, есть не что иное, как разрыв единого тела на части. Это всегда боль, это всегда горе детей, их повреждение. Это трагедия. Если мы согласимся на тот «сурагат», который нам предлагает мир по видом «семьи», мы потеряем все. Разрыв исторической памяти, сделал нас безответственными по отношению к тем благодаря, кому мы появись на свет, и тем, кто будет после нас. Ответственный подход к жизни как раз и заключается в осознании, что твоя жизнь и поступки связаны живой духовной связью со всем твоим родом, со всей твоей семьей. Третьим вызовом, по словам владыки, является информационное общество. Интернет, соцсети, средства массовой коммуникации учат нас потреблять. А владельцы соцсетей пытаются влиять на геополитику. Если человек не научится фильтровать информацию и жить «без телефоны», то в мире будут и война, и разрушение семьи. Научить детей разделять добро и зло – и есть главная задача взрослых. О взаимосвязи духовности и образования говорила и директор ВИТИ НИЯУ МИФИ Валентина Руденко. По ее словам, западная модель образования, которая формирует культ материального успеха, но при этом обнуляет духовно-нравственные ценности, может привести к краху цивилизации. – Мысль владыки насчёт семьи меня очень сильно зацепила, – говорит Владислав, студент 1 курса ВИТИ НИЯУ МИФИ. – Семья — это твои родные люди, с ними нужно поддерживать связь, не теряться. Работа конференции продолжилась за круглым столом на тему «Воспитание духовно-нравственных ценностей молодежи как одно из направлений обеспечения национальной безопасности страны» Димитриевские образовательные чтения проходят ежегодно в преддверии Международных Рождественских образовательных чтений. Димитриевские чтения занимают важное место в общественной жизни региона, обобщая на единой площадке лучшие инициативы представителей гражданского общества, духовенства и педагогического сообщества в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.