В Волгодонске началась реализация программы стратегического партнерства между Ростовской АЭС, Волгодонским институтом НИЯУ МИФИ и инженерно-технологической гимназией «Юнона», рассчитанной до 2030 года. В соответствии с ней в городе расположения Ростовской АЭС начал работать масштабный и единственный в стране профориентационный проект, направленный на формирование кадрового потенциала для атомной энергетики «Инновационная целевая модель: школа – техникум – вуз – предприятие». Инженерно-технологическая гимназия «Юнона» при ВИТИ НИЯУ МИФИ – это инновационная и одна из самых высоко оснащенных школ региона. Гимназия, построенная при поддержке Росатома, концерна «Росэнергоатом» и Ростовской АЭС, открылась 1 сентября 2023 года. Специализация начинается уже с 1 класса. Работа с малышами направлена на развитие мышления, воображения, повышение мотивации к техническому творчеству. В начальной школе они уже самостоятельно выполняют простейшие проекты, связанные с познанием себя и окружающего мира. В помощь ребятам – Атомный технопарк ВИТИ НИЯУ МИФИ. Средние классы – это профессиональные пробы, помощь в выборе индивидуальной образовательной траектории, углубленная подготовка по физике, математике и химии, психологическое и профориентационное тестирование, развитие начальных профессиональных компетенций. На этом этапе с ребятами работает Центр довузовской подготовки ВИТИ НИЯУ МИФИ. В старших классах гимназистам подбирают индивидуальную образовательную и карьерную траекторию, углубленного готовят к ЕГЭ по предметам, необходимым будущим ядерщикам, используя ресурсы вуза, в том числе, в рамках академической мобильности. Так, в феврале первая группа старшеклассников из «Юноны» по программе академической мобильности прошла учебный курс в Предуниверситарии НИЯУ МИФИ на базе Университетского лицея № 1511 (г. Москва). Президент РФ Владимир Путин, говоря о подготовке профессиональных кадров отмечает: «Важнейшее направление нашей работы – развитие инженерного образования, распространение уникальных методик преподавания естественнонаучных дисциплин. Будем делать всё необходимое, чтобы ребята со школьной скамьи получали навыки и компетенции, востребованные в эпоху бурных технологических перемен. Эффективность развития страны будет зависеть в том числе от реализации программ передовых инженерных школ». В России реализуется комплекс мер, который позволяет студентам и молодым специалистам стать частью профессионального сообщества. На предприятиях Росатома, в том числе на Ростовской АЭС, формируются условия для развития диалога практиков и действующих экспертов с инициативными учащимися и закрепления наиболее эффективных наработок. Практики целевого привлечения молодых профильных специалистов на стажировки, наставничество, вовлечение в образовательный процесс практикующих специалистов – примеры инструментов, показавших свою эффективность.