Победителями и призерами форума стали 22 финалиста из восьми «атомных» городов – участников проекта «Школа Росатома». Это ребята представители Волгодонска, Глазова, Железногорска, Заречного Пензенской области, Лесного, Новоуральска, Озерска и Трехгорного. Напомним, всего в финале принимали участие 48 школьников – они выполняли конкурсные задания в трех направлениях конкурса: «Программирование» (1-4 классы), «Робототехника» (5-8 классы) и «Каракури» (8-11 классы). Также в рамках работы форума в режиме online состоялся финал научно-практической конференции «Мой город – моя концепция», где свои проекты защищали 11 финалистов. В течение двух дней, 23 и 24 ноября, финалисты не только выполняли финальные конкурсные задания в своих направлениях, но и стали участниками обширной культурно-познавательной программы. Так, сразу после церемонии торжественного открытия форума, финалисты отправились на полезные познавательные экскурсии, где они увидели реальные производства: производственную площадку «Росатома» «Атоммаш», крупнейшее в России производственное объединение атомного энергетического машиностроения, а также молодой, но стратегически важный дивизион «Росатома» – завод «НоваВинд», занимающийся производством ветроустановок – альтернативных источников электроэнергии. Также для участников направления «Робототехника» была проведена встреча с представителями ООО «ГК «ЧИСТЫЙ ГОРОД», которые рассказали о деятельности компании, ответили на вопросы ребят, показали интересные поделки, которые можно сделать из вторсырья и мусора, а особый восторг у юных инженеров вызвала Белка – герой социальный роликов. Взрослым (сопровождающим и родителям) тоже скучать не пришлось. В первый финальный день их ждал научно-практический форум «Учитель-учителю»: в теплой дружественной обстановке, за чашкой кофе, участники обсудили успехи и проблемы дополнительного образования: об участии детей в конкурсах различного уровня, о сертификации, кадровом «голоде», материально-техническом обеспечении кружков, взаимодействии родителей и педагогов. Интерес у участников вызвала работа с педагогическими ситуациями, которые возникают в образовательной деятельности. Было важно выслушать мнение и видение родителей и педагогов на решение одной и той же ситуации. На встрече педагоги и родители познакомились с конструкторскими идеями Федора Федоровича Мейера, педагога дополнительного образования из Нововоронежа. А потом, пока дети работали над конкурсными заданиями, педагоги и родители отправились в Учебно-тренировочный комплекс Станции юных техников, где для них была организована работа творческих площадок и экскурсия. Второй день финального этапа стал, пожалуй, самым сложным и волнительным – ребята защищали свои выполненные финальные проекты. Направление «Программирование» — представлено самыми юными участниками форума — учащимися 1-4 классов. Общая тема направления «Возобновляемая энергетика». Участники этого направления познакомились с принципом работы ветрогенератора, а потом создали в среде программирования Scratch свою собственную виртуальную ветроустановку, с помощью которой смогли обеспечить электричеством целый жилой дом. И если безусловный победитель экспертами был определен безоговорочно – победителями направления «Программирование» стала команда города Лесной (Меркурьев Тарас и Ермаков Максим), то кто станет серебряным призером определили результаты интеллектуального тематического компьютерного квеста: с отрывом всего в 0,5 балла, обладателем 2-го места стала команда Железногорска (Андрюшин Артемий, Зеленин Артём), диплом за 3-е место получила команда из Волгодонска (Гридасов Александр, Песоцкий Егор). В направлении «Робототехника» лидерство захватили хозяева – представители Волгодонска: 1-е место заняла команда в составе Варавин Артем и Мулявка Сергей; 2-е место у Крашакова Дмитрия и Гетьман Павла. Диплом за 3-е место увезли с собой в Глазов Дементьев Данил и Рыбин Ярослав. К слову, на протяжении всего форума участники направления «Робототехника» (5-8 классы) выполняли задания по тематике «Переработка отходов»: в финале они создавали модели роботов, способных сортировать мусор, а также считывать маркировку с мусорных объектов, чтобы затем эффективно их сортировать. Самые старшие участники финала — учащиеся 8-11 классов выполняли, пожалуй, самое сложное и трудоемкое финальное конкурсное задание, работали по тематике «Бережливое производство» в направлении «Каракури». Они как самые настоящие инженеры создавали механические устройства для специализированного завода по переработке батареек – перед ребятами стояла задача, вооружившись инструментом, используя инженерное мышление, создать действующую модель устройства, способного разделять батарейки по химическим типам, имеющих разный размер и вес, с последующей интеграцией устройства в линию сортировки. По итогам восьмичасовой работы на специализированной площадке Учебно-тренировочного подразделения Ростовской АЭС и последующей защиты проектов, по решению экспертов, победителем была признана команда города Трехгорный: Сухонин Матвей и Тарасенко Тарас. Диплом за 2-е место заняла команда города Новоуральск (Елькин Василий и Зыков Илья), 3-е место в активе команды Заречного Пензенской области (Колдомасов Иван, Ивлиев Илья). Параллельно с защитой очной проходила онлайн защита среди 11 финалистов научно-практической конференции «Мой город – моя концепция» по направлению «Экологические проблемы и благоустройство города». В своих работах ребята рассмотрели разнообразные экологические проблемы своих городов и провели исследования, как их решить. Участники конференции представили на суд Экспертного совета уже не свои исследовательские работы, а улучшенные версии докладов и презентаций своих соперников по полуфиналу: согласно правилам, после защиты работ, прошла жеребьевка – работы были перераспределены между участниками для доработки. Кстати, кроме оценок экспертов, финалисты могли заработать дополнительные баллы – в группе форума в ВК было организовано голосование за лучшую защиту. Впрочем, как выяснилось, результаты народного голосования на расклад сил не повлияли. По итогам научно-практической конференции Инженерного форума «Энергобаланс» в младшей группе победителем был признан проект «Центр приёмки старых компьютеров» Козлова Арсения (г. Заречный Пензенской области) и Золотаревой Анны (Волгодонск)! В старшей группе победил проект реконструкции детской площадки от Гладышевой Алины (Лесной) и Шумихина Клима (Озёрск). Во второй день, после защиты финальных конкурсных проектов, внимание гостей Волгодонска от томительного ожидания объявления имен победителей и призеров, отвлекали культурные и исторические достопримечательностями Волгодонска – они совершили обзорную экскурсию по старой части города и посетили экспозиции эколого-исторического музея, посвященные традициям, обычаям и культуре казаков, а также узнали множество интересных фактов о строительстве Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла, завода «Атоммаш», а также ребята посетили Учебно-тренировочный комплекс Станции юных техников. Завершился «праздник инженерного творчества» церемонией награждения победителей, которая прошла в Информационном центре РоАЭС, где в ожидании награждения ребята совершили небольшую экскурсию по центру и узнали о работе атомной станции, а также прошла работа Презентариума — выставки инженерных конструкций, которые финалисты выполняли на муниципальных этапах форума. Все призеры и победители получили заслуженные ценные призы (за 1-е место электронную книгу; за 2-е место внешний жесткий диск; за 3-е место портативный аккумулятор; победители НПК были награждены электронными книгами), а также деревянные рамки с символикой Волгодонска и с фотографией на память.