От доола до дудука: житель Чалтыря больше 20 лет делает национальные музыкальные инструменты

/ Новости региона / 97 просмотров

От доола до дудука: житель Чалтыря больше 20 лет делает национальные музыкальные инструменты

Больше 20 лет изготавливает музыкальные инструменты житель села Чалтырь Мясниковского района Асватур Багаджиян. 

«Я делаю разные инструменты, от ударных до духовых: давул, доол, бороза, зурна, дудук. Учился этому в основном сам, но раньше был один дедушка, тоже самоучка, он подсказывал, что да как, помогал, а дальше я сам додумывал. Занимаюсь этим уже больше 20 лет», — рассказал Асватур.

По его словам, заработать на жизнь таким увлечением невозможно, поэтому создание музыкальных инструментов — просто хобби.

«Инструменты по времени изготовления очень разные. Если считать от того как срубили дерево, то его нужно привезти, а оно немаленькое и нелегкое, нужны помощники и техника. Сушить дерево нужно года два-три, в особых условиях, чтобы не трескалась древесина. Потом нужно нанять кого-то, чтобы дерево разделили на нужные части, придать им форму, а потом уже смотреть, какие инструменты из него получатся. Для изготовления ударных используется шпон, фанера, для них материал покупается», — рассказал Асватур.

Помимо просторного рабочего места для изготовления инструментов необходимо оборудование. У мужчины заводских станков почти нет, в основном — самодельные. Поэтому и трудозатраты больше в два-три раза.

Готовые инструменты Асватур хранит у себя, продает или дарит. Покупают их и донские казаки, и армяне. Некоторые покупатели или получатели инструмента в дар через пару недель звонят и делятся успехами в освоении инструмента. Такая обратная связь очень приятна, признался музыкант.

Музыкант умеет играть на всех инструментах, которые делает, но настраивать дудуки ему помогают.

«Ударные настраиваю полностью сам, свирели тоже. А дудук — сначала сам, а потом зову, тут есть пара хороших музыкантов. Они пробуют играть и помогают мне настроить. Дело в том, что дудук — это кавказский инструмент, не донских армян, в нашей крови его нет, это в последнее время он стал популярным. Но все равно сурна, свирель и барабаны нам более близки», — отметил мужчина.

Он пояснил, что его предки много лет живет на Дону и считают себя донскими армянами. Их культура и традиции кавказских армян имеют существенные различия.

«Я родился в Ростовской области. И мои родители. И бабушки, и дедушки. И прабабушки, и прадедушки. И еще дальше — с 1779 года наши предки живут на Дону», — пояснил Асватур.

источник:https://don24.ru



Оставьте свой комментарий